Конкурс медиаресурсов "Урок XXI века" 2014


ФИО участника
Коростелёва Тамара Анатольевна
 Название ОУ  МБОУ Сосновской СОШ №2
Должность учитель русского языка и литературы
Телефон 89606579523
e-mail tamarakorostelyova@yandex.ru
Название ресурса Медиаресурсы к урокам по творчеству М.Ю.Лермонтова
Номинация конкурса ММП, демонстрирующий электронное обучение

    2014 год объявлен в России Годом культуры, одним из знаковых событий которого стало празднование 200-летнего юбилея великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

  Яркая, глубокая, противоречивая и мятежная личность М. Ю. Лермонтова остается притягательной и в наши дни: о ней горячо спорят, ее пытаются разгадать, воспеть, разоблачить… Ревнители и хулители гения бьются над разгадкой причин его ранней гибели, выдвигают различные версии о мотивах поведения и жизненной философии, а порой подвергают остракизму даже хрестоматийные произведения. Этот классик – живой!

   Лермонтов называл себя странником. Он появляется в детстве на странице книжки в кавказcкой бурке на фоне заснеженных вершин со своим «Парусом» и «Бородино»; он ранит «Маскарадом» и «Героем нашего времени» в юности; заставляет задуматься над «Родиной» в зрелости; утешает стихотворением «Ангел» в старости. Этот классик – наш личный друг!

    2014 год - год Лермонтова. Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества.

  200-летию со дня рождения великого русского поэта посвящается...


Лермонтов! Восторг, романтика,

Бунт, смертельная тоска…

Смотрит грустно и внимательно

В нашу жизнь его строка...

Н.Гончарова


  Современный урок литературы выгодно отличается от урока, где главными инструментами учителя были мел и тряпка.  Но для того чтобы урок был интересным, учитель должен владеть современными образовательными технологиями и средствами обучения. Социальные сервисы web 2.0 дают прекрасную возможность моделировать такие уроки.

     Web 2.0 - на первый взгляд слово короткое. Но за таким коротким словом скрываются сервисы-онлайн, необходимые в работе каждого учителя. Здесь можно найти занятие на любой вкус: создание презентаций, фотоальбомов, работа по созданию учебных фильмов, обработка звука, работа с документами. Простота и надежность отличают эти сервисы.

 Открытость, доступность, интерактивность, коллективность –  главные принципы сервисов Веб 2.0. А вплести их в канву конкретного урока в соответствии с намеченными целями и задачами – посильная задача современного творческого учителя.

         Зачем учителю русского языка и литературы на уроке сервисы веб 2.0? Попробуем вместе найти убедительные доводы необходимости их использования на примере изучения творчества М.Ю.Лермонтова.

        «Поэтический калейдоскоп» – один из инструментов сервиса ImageChef. Он позволяет объединить текст с изображением и представить свои любимые стихотворения. Вот пример использования этого инструмента: Стихотворение Ярослава Смелякова «О, этот Лермонтов опальный…»

    «Поэтический калейдоскоп» можно использовать в качестве эпиграфа в начале изучения темы «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова».

Задания:

1) Подготовьте выразительное чтение стихотворения Ярослава Смелякова «О, этот Лермонтов опальный…»

2) О чем это стихотворение? На какие особенности личности и творчества М.Ю.Лермонтова поэт обращает внимание?

   В качестве домашнего задания можно предложить учащимся «по следам» поэтического калейдоскопа написать эссе «Мой Лермонтов».

    Сервис ImageChef имеет еще один интересный инструмент – «Фоторамку». С помощью сервиса можно создавать вот такие необычные портреты, которые можно использовать на уроке.

Можно предложить ребятам назвать изображенных на портретах людей и рассказать о них. Такие портреты можно вставить в презентацию, можно распечатать на принтере и повесить на доску. Также их можно использовать для создания карточек, опорных карт, оформления стендов и т. д. С помощью сервиса можно создавать и альбомы из иллюстраций к произведениям, использовать их при составлении викторин и т. д.

Существуют различные сервисы визуализации по ключевым словам, или так называемой мозаике слов.

Хотелось бы остановиться на сервисах Tagxedo и Wordle.net. Достоинством данных сервисов является простота. Для создания мозаики достаточно ввести список слов и нажать на Go.

      Инструмент «Мозаика из знаков» в сервисе ImageChef также позволяет, играя со словами и цветом, создавать «облако из слов». С помощью этого инструмента можно «написать» фразу или целое стихотворение, представить их в форме сердца или других символов.

  Hot Potatoes – это набор программ, которые представляют возможности для создания разнообразных интерактивных заданий и тестов для самоконтроля учащихся. Программа очень интересная. Задания, созданные с помощью этой программы, помогают проверить уровень знаний учащихся по изученным темам. Самое главное, что эти задания и тесты нравятся учащимся. В ходе мастер-класса «Горячий картофель – это не еда» в «Открытом классе» мною было создано несколько ресурсов, посвященных творчеству М.Ю.Лермонтова.

  JMix – инструмент, позволяющий восстанавливать последовательности, составлять предложения или текст из рассыпавшихся слов.

  Задание: из рассыпавшихся слов соберите высказывание П.Н.Сакулина о поэзии М.Ю.Лермонтова.

         Одним из приемов, дающим возможность научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями, событиями произведения, систематизировать, обобщать, является применение схемы на уроках литературы. Где ее взять? Создать! Создать с помощью сервиса Cacoo.com.

     Cacoo – сервис для создания схем, диаграмм, плакатов – позволяет создавать таблицы, схемы, диаграммы разных типов и размещать на web-странице.

   Сервис подходит как для индивидуальной работы, так и для работы в команде для составления схем, диаграмм, плакатов. Наличие готовых шаблонов и широкий набор инструментов позволяет работать с сервисом как человеку, хорошо ориентирующемуся в программе, так и новичку. Возможность редактировать шаблоны, вставлять и изменять текст, добавлять фигуры, изображения как с компьютера, так и из Интернета позволяет обучающимся в полной мере раскрыть свои творческие способности.

         Опорные конспекты могут помочь и при рассказе о жизни и творчестве писателя, поэта. Составлять такие конспекты можно совместно с учащимися (на первых порах) по ходу рассказа учителя или прочтения статьи учебника, потом такую работу учащиеся могут выполнять самостоятельно.

         Схемы-шарады, ребусы, загадки и т. п. Они могут быть использованы на уроке с разной целью: определение темы урока, постановка проблемного вопроса, активизация мыслительной деятельности учащихся, смена видов деятельности и т. д.

Playcast.ru– сервис для создания «открыток нашего времени». С его помощью можно соединить в единое творение текст, изображение (картинку, фотографию, видео, анимацию) и звук и создать свой маленький «шедевр». Конечно, сами по себе слова без музыки и музыка без слов могут существовать, но в единстве они сильнее. Музыка и живопись эмоционально настраивают учащихся на восприятие изучаемой темы и помогают задеть те струны души ребёнка, которые мы не смогли задеть словом.

Примеры использования сервиса Playcast.ru при изучении творчества М.Ю.Лермонтова. Стихотворение А. Дементьева «Бабушка Лермонтова». Плейкаст можно  использовать во время рассказа о детстве поэта.

Так как в плейкасте соединяются слово, звук и изображение, то происходит воздействие сразу на несколько уровней восприятия учащимися учебного материала (слух, зрение, чувства). Такая подача учебного материала способствует активизации деятельности учащихся на уроке, повышает их учебную мотивацию.

На сервисе много сообществ, посвященных какой-либо теме или автору. Работы общедоступны, их можно просматривать, оставлять комментарии. В качестве минусов следует отметить, что создать плейкаст можно без регистрации на сервисе, но он будет удален через непродолжительное время. И использование плейкаста возможно только он-лайн, скачать его и просмотреть невозможно. В целом, сервис достаточно интересен и, мне кажется, имеет большое будущее для использования на уроках литературы.

Сервис FotoPeach тоже очень интересен. В нем одновременно используются фотографии, звук и текст, что позволяет, изменяя параметры каждого из информационных объектов (скорость текста, последовательность фотографий, разные музыкальные фрагменты) создавать разное смысловое поле и добиваться понимания того или иного содержания на уровне эмоций и чувств. У этого сервиса много преимуществ:

● с его помощью можно создавать и виртуальные (заочные) экскурсии;

● проводить уроки-путешествия при изучении творчества поэтов и писателей (это так удобно, наглядно и интересно!);

● практиковать обзоры произведений;

● устраивать выставки детских работ.

Сервис еще хорош тем, что можно созданный продукт редактировать сколько угодно: добавлять и редактировать фотографии, менять текст и музыку. В нем есть возможность найти музыку через YouTube, использовать предложенную классическую или инструментальную музыку, добавить собственные музыкальные файлы.

Таким образом, подготовка к уроку становится творческим процессом, а зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Мастер-тест– это бесплатный интернет-сервис для педагогов, который позволяет создавать онлайн-тесты. Тестирование можно проводить в интерактивном режиме, а можно скачать тест и пройти его даже без подключения к Интернету. При использовании такой формы проверки знаний учащихся существенно экономится время, а сам процесс обучения проходит намного интереснее.

Сервис JigsawPlanet – online-сервис для создания пазлов из исходных графических изображений (фотографий). Сервис позволяет создавать и собирать пазлы в интерактивном режиме. Пример использования сервиса JigsawPlanet при изучении стихотворения «Парус».

Игра «Поэтический вернисаж». Задание: сложить иллюстрацию, назвать стихотворение. Подобрать к иллюстрации строчки из стихотворения «Парус».

Сервис «Свидетель» позволяет размещать найденные и созданные аудиофайлы, тем самым способствует сохранению звукового фонографического наследия. Сервис помогает собрать и сберечь звукозаписи, свидетельствующие о том или ином событии, большом и малом, дать им вторую долгую и полезную жизнь.

Романсы на стихи Лермонтова, чтение стихотворений в исполнении мастеров художественного слова будут эмоциональным камертоном, на звучание которого настраивается урок.

Сервисы «WikiWall», Padlet – wiki-стенгазеты, которые позволяют группе людей располагать на странице и редактировать блоки с текстами, картинками и видео. Сервисы можно использовать для создания школьных тематических онлайн-газет, для организации проектной деятельности учащихся.

Хочется также представить несколько сервисов, предназначенных для хранения текстовых материалов и презентаций: SlideBoom, Slide Share, Calameo, DocMe. Сервисы позволяют бесплатно загружать файлы основных форматов, конвертировать их в цифровые публикации.

Теперь новые сервисы – неотъемлемая часть моей работы. Мне нравится, что с моими коллегами и учениками мы обсуждаем  и  осваиваем новые сервисы. Это хороший способ не отстать от времени. Стремительное развитие высоких технологий, расширение информационного пространства средствами Интернета изменили наши взгляды на педагогический труд в целом и на урок в частности. Современный учитель должен быть интересен ученикам. В компьютерную эпоху нельзя жить докомпьютерными представлениями, мыслить  и работать по-старому.

         Все мы знаем слова М.Горького: «Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу писать, как написать и для чего написать». Перефразируя слова писателя, можно сказать: «Прежде чем использовать какой-либо ресурс, нужно задать себе три вопроса: что я буду использовать, как и с какой целью. И тогда умелое сочетание интересных методов обучения и форм их использования должно принести результаты: учить детей грамотно читать, глубоко мыслить, правильно вести дискуссию, приводя веские аргументы. Работая с данными сервисами, легко пополнить методическую базу и поделиться своим опытом, познакомиться с работами коллег.

Веб-сервисы? Веб-сервисы… Веб-сервисы! Если бы мне, учителю-словеснику, предложили представить составляющие процесса использования новых сервисов в своей профессиональной деятельности списком глаголов, то получилось: изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и систематизировать. Как гласит восточная мудрость, «дорогу осилит идущий». Подружитесь с веб-сервисами!