Результаты внеурочной деятельности обучающихся по предмету

  Высокие результаты по предмету не могут достигаться только лишь работой на учебных занятиях. Огромную роль в повышении мотивации к изучению русского языка и литературы играет внеурочная деятельность, позволяющая раскрыть творческий потенциал школьников.

        Учителю необходимо решить задачу повышения мотивации к изучению предметов через вовлечение в различную внеурочную деятельность по предметам.

   На протяжении трех лет Коростелёва Т.А. преподает следующие элективные курсы: «Тайны слова. Лексика и фразеология», «Экранизация русской классики», «Приглашаем в путешествие по литературным местам России и ближнего зарубежья», «Изобразительно-выразительные средства речи».

    В 2012 году Тамара Анатольевна приняла участие в Сетевом конкурсе предметных и метапредметных программ организации внеурочной деятельности «Школьная жизнь до и после уроков…», в котором заняла 2 место. Данный конкурс направлен на формирование компетентности педагогов образовательных учреждений в проектировании и организации внеурочной деятельности на основе метапредметности с использованием ЭОР и сервисов web2.0 в условиях перехода на ФГОС. Проанализировав научные подходы к организации внеурочной деятельности, определив основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся, Коростелёвой Т.А. была  представлена программа топонимического кружка «Что мне в имени твоём?»

С целью развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учёбе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером Коростелёвой Т.А. была разработана программа работы школьного кружка «Введение в журналистику». Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса в школьном и классном коллективе, становлению личности, определению своей дальнейшей профессии.

В результате работы с детьми по выпуску школьных газет, практического участия в работе районных СМИ возрастает их мотивация к обучению. Наиболее активные и заинтересованные в этой работе дети – учащиеся 7-8 классов. Они совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

В 2011 году обучающиеся Коростелёвой Т.А. стали победителями регионального конкурса юных журналистов на сайте Вики-Тамбов: Щеголихин Григорий – 1 место в номинации «Год добрых дел», Коростелёв Михаил – 1 место в номинации «Тамбову – 375», Платицына Ирина – 1 место в номинации «Это – Личность».

В 2012 году вместе с учеником Коростелёвым Михаилом стали лауреатами конкурса творческих работ к Дню Победы, организованного районной газетой «Сосновская жизнь», в которой была опубликована статья «Наша семья в годы Великой Отечественной войны».

В 2014 году ученицы 8 класса Долгова Елена и Редькина Мария вышли в финал регионального конкурса юных журналистов, который состоялся 10 апреля в г. Тамбове.

Ежегодно обучающиеся принимают активное участие в олимпиаде по русскому языку и литературе школьного, муниципального и зонального уровня:

в 2011 году ученик 11 класса Осипов Семён занял 3 место в зональной олимпиаде по русскому языку;

в 2012 году ученица 9 класса Платицына Ирина заняла 1 место в зональной олимпиаде по русскому языку;

в 2012 году ученик 8 класса Лихачёв Виталий занял 3 место в районной олимпиаде по русскому языку;

в 2013 году ученица 8 класса Долгова Елена заняла 3 место в районной олимпиаде по русскому языку.

         Обучающиеся являются активными участниками дистанционных и сетевых конкурсов: Международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» (победители – 2 уч-ся, призёры – 8 уч-ся), Международный конкурс-игра по русскому языку «Ёж» (победитель – 1 уч-ся, призёры – 4 уч-ся, лауреаты – 3 уч-ся), Всероссийские олимпиады по русскому языку «Альбус» и «Олимпиус» (победители – 4 уч-ся, призеры – 4 уч-ся, лауреаты – 17 уч-ся), Олимпиада по литературе Всероссийского портала интерактивных проектов «Учитель» (победители  - 2 уч-ся), Всероссийская дистанционная олимпиада по литературе Педагогического портала «Лидер» (победитель – 1 уч-ся, призёр – 1 уч-ся).  За подготовку и проведение игр-конкурсов «Русский медвежонок», « Альбус», «Олимпус», «Ёж» в школе, за повышение интереса учащихся к изучению русского языка, за активизацию внеклассной работы школьников по предметам Тамара Анатольевна имеет благодарственные письма от оргкомитетов конкурсов.

         Таким образом, количество обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, постоянно увеличивается (с 15% в 2009-2010 году до 47 % в 2012-2013 году).

    Наблюдается увеличение количества и повышение качества творческих работ по предмету, поскольку присутствует неразрывная взаимообогащающая связь между урочной и внеурочной деятельностью ученика и учителя:

         в 2010 году Кудинова Екатерина и Коростелёв Михаил во втором филологическом мегапроекте «Огненные годы войны» стали победителями и были награждены Дипломами 1 степени;

         в 2011 году Коростелёв Михаил и Щеголихин Григорий в Интернет-проекте «ЗаРЯ – За Русский Язык» на сайте Вики-Владимир заняли 1 место;

         в 2011 году Коростелёв Михаил в Четвертом межрегиональном филологическом мегапроекте «Науки юношей питают» в  номинации «Книги поколений» занял 2 место;

         в 2012 году Котов Александр, Коростелёв Михаил, Лихачёв Виталий стали победителями I Межрегиональной Интернет-конференции «Хочешь быть здоровым – будь им!»;

         в 2012 году Платицына Ирина в сетевом конкурсе «Герои нашего времени» заняла 2 место;

         в 2012 году Коростелёв Михаил в Межрегиональном конкурсе кроссвордов по орфографии «Орфография не для одних токмо ученых» занял 2 место;

         в 2012 году Коростелёв Михаил в Конкурсе творческих работ «Самая лучшая электронная книга» занял 1 место;

         в 2012 году Платицына Ирина и Коростелёв Михаил стали победителями Конкурса работ в сервисах Веб 2.0 «Дню Победы посвящается»

         в 2014 году Коростелёв Михаил и Щербакова Юлия стали участниками Всероссийского сетевого проекта «Мы и культура»;

           в 2014 году Коростелёв Михаил принял участие во Всероссийском литературном конкурсе "Загадка Лермонтова".

Обучающиеся Коростелёвой Т.А. принимают активное участие в научно-практической и исследовательской деятельностипо предмету, в сетевых творческих мероприятиях.

В 2013 году топонимический проект 5-б класса «Улиц наших имена» на школьном фестивале проектов «Край родной – навек любимый» занял 1 место.

В 2013 году команда «Лукоморье» в Межрегиональном сетевом проекте «Пушкинская осень» стала абсолютным победителем.

В 2013 году команда «Знатоки-языковеды» в Международном сетевом конкурсе «Ручей хрустальный языка родного» заняла 1 место.

Приятно отметить, что Коростелёва Т.А. вместе с коллегами из нашей школы принимает участие в сетевых конкурсах и является руководителями сетевых команд обучающихся: в 2013 году вместе с учителем истории Кадомской М.П. стали руководителями команды «Тамбовские Ярославны», которая была участницей сетевого Интел-проекта «Святой витязь земли русской», посвящённого Александру Невскому; в 2013 году в творческом союзе с учителем математики Старцевой О.С. были руководителями команды «Мантанейн», ставшей победителем межрегионального (с международным участием) математического проекта «Пьер Ферма: универсальный гений».

Конечно, проектная деятельность требует больших затрат времени, энергии, но эффект даёт очень весомый. Проектная деятельность способствует  формированию метапредметных умений и навыков, а также  включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

         Таким образом, внеурочная работа направлена на  углубление знаний, полученных учащимися на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным, способствует развитию познавательных способностей и наклонностей учеников.