Урок русского языка в 7 классе                 "Правописание гласных в корнях                                  с чередованием"

Цели урока:

· Образовательные: повторить  правописание орфограммы «Гласные в корнях с чередованием»;  повторить сведения о простом и сложном предложениях, закрепить умения работать со схемами  предложений, правильно расставлять знаки препинания.

·         Развивающие:   формировать умение правильного выбора в написании гласных в корнях с чередованием;  развивать умение находить слова с чередующимися гласными   в тексте и предложении; развивать умение учеников логически мыслить; грамотно отвечать на вопросы; действовать по алгоритму правила; развивать зрительную, слуховую память, на основе запоминания корней и постановки в них гласных букв.

·         Воспитательные:  воспитывать у учеников любовь к родному краю;  интерес к  окружающему живому миру;   с помощью различных методов  и средств воспитывать чувство взаимопомощи, сплоченности.

                                     ХОД УРОКА

И снова осень за окном,

И в желтом вальсе кружится листок.

Мы в нашем классе,

Начинается урок.

1. Вступление в урок. Приём ("Удивляй!")

Взгляните на этот красивый цветок. (показать цветок в горшке) Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.

- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).

- Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.

Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.

-Почему? ( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).

- На доске записаны слова:

Излагать, коснуться, коса, росток.

- Прочитайте их, выделите корни, найдите лишнее слово. Аргументируйте свой ответ.

- Попытайтесь сформулировать тему урока. (Запишем число, тему урока в тетрадь)

- А какова цель урока?

- А что мы должны уметь в конце урока?

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Приём "Толстый и тонкий вопрос"

Организация взаимоопроса по изученным орфограммам (работа в группах)

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. 

3. Этап первичной проверки понимания изученного

Работа со схемой "Фишбоун".

Привести примеры на изученные орфограммы.                                          

4. Этап закрепления изученного

  1 уч-ся у доски пишет под диктовку примеры, остальные ученики с сигнальными карточками О-А и Е-И

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

  1 уч-ся у интерактивной доски работает по заданию из ЕК ЦОР

2 уч-ся у доски в это же время работают по карточкам. Задание: выписать из пословиц народов мира слова с корнями с чередованиями и подготовиться объяснить пропущенные буквы.

                                                 Карточка №1

Правда в огне не г...рит в воде не тонет.

На чужое добро и глаза разг...раются.

Одно сердце к другому прик...сается.

Чаще всего посыпают сахаром подг...релую часть пирога.

И камень лёжа мохом обр… стает.

 За все б_рется, да все не удается.

Камня на зуб не пол_жишь.

                                           Карточка №2

Золотой молоток и железные ворота отп_рает.

К огню с какой стороны ни прик… снись, всё равно обожжёт.

Где р… сла трава, там и ещё выр… стет.

Не все то золото, что бл_стит.

От доброго кореня добрая и отр… сль.

Кому сг_реть, тот не утонет.

5. Этап применения изученного.  Работа с учебником. Упражнение. Взаимопроверка.

6. Этап контроля и самоконтроля

Выполнение задания, оформленного в сервисе Веб 2.0 LearningApps

   Вам знаком этот пейзаж? Это любимое место отдыха сосновцев - местечко Ковалёво.

    Расскажите про эту нашу достопримечательность. Почему так названо?

   Сосновка - наша малая родина, наши исторические корни. Ковалёво - любимое место отдыха сосновцев и гостей нашего посёлка. Как обидно иногда видеть мусор, оставленный отдыхающими. Давайте наведём порядок.

 

7. Задание в сервисе ClassTools "Мусорные бачки"

8. Словарная работа

 Наслаждаешься просторами земли Тамбовской и преклоняешься перед величием и красотой родного края. Душа озаряется добром, теплом, светом. В сердце загорается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству.

 - Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм)

(На экране словарная статья из словаря С.И. Ожегова)

 

 - А как называют человека, который любит Родину искренней любовью? (патриот)

9. Этап информации о домашнем задании

На выбор:

1. Написать миниатюру «Моя малая родина», включая слова с изученными корнями, или придумать отдельные предложения по данной теме.

 2. Придумать рифмовки по данной орфограмме. 

10. Этап подведения итогов. Приём "Рюкзак"

  Данный прием поможет зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

                                 Я научился...

                                 Я разобрался...

                                 Я запомнил...

11. Рефлексия

Поделитесь впечатлениями об уроке, используя примеры из облака слов.  

12. Выставление мотивированных оценок

Учитель: Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.

 Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком.

Ведь
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.

 

 - Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться. Сегодня вы хорошо поработали на уроке. Спасибо!