Цели урока:
· Образовательные: повторить правописание орфограммы «Гласные в корнях с чередованием»; повторить сведения о простом и сложном предложениях, закрепить умения работать со схемами предложений, правильно расставлять знаки препинания.
· Развивающие: формировать умение правильного выбора в написании гласных в корнях с чередованием; развивать умение находить слова с чередующимися гласными в тексте и предложении; развивать умение учеников логически мыслить; грамотно отвечать на вопросы; действовать по алгоритму правила; развивать зрительную, слуховую память, на основе запоминания корней и постановки в них гласных букв.
· Воспитательные: воспитывать у учеников любовь к родному краю; интерес к окружающему живому миру; с помощью различных методов и средств воспитывать чувство взаимопомощи, сплоченности.
ХОД УРОКА
И снова осень за окном,
И в желтом вальсе кружится листок.
Мы в нашем классе,
Начинается урок.
1. Вступление в урок. Приём ("Удивляй!")
Взгляните на этот красивый цветок. (показать цветок в горшке) Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.
- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).
- Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.
Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.
-Почему? ( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).
- На доске записаны слова:
Излагать, коснуться, коса, росток.
- Прочитайте их, выделите корни, найдите лишнее слово. Аргументируйте свой ответ.
- Попытайтесь сформулировать тему урока. (Запишем число, тему урока в тетрадь)
- А какова цель урока?
- А что мы должны уметь в конце урока?
2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Приём "Толстый и тонкий вопрос"
Организация взаимоопроса по изученным орфограммам (работа в группах)
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
3. Этап первичной проверки понимания изученного
Работа со схемой "Фишбоун".
Привести примеры на изученные орфограммы.
4. Этап закрепления изученного
1 уч-ся у доски пишет под диктовку примеры, остальные ученики с сигнальными карточками О-А и Е-И
Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.
1 уч-ся у интерактивной доски работает по заданию из ЕК ЦОР
2 уч-ся у доски в это же время работают по карточкам. Задание: выписать из пословиц народов мира слова с корнями с чередованиями и подготовиться объяснить пропущенные буквы.
Карточка №1
Правда в огне не г...рит в воде не тонет.
На чужое добро и глаза разг...раются.
Одно сердце к другому прик...сается.
Чаще всего посыпают сахаром подг...релую часть пирога.
И камень лёжа мохом обр… стает.
За все б_рется, да все не удается.
Камня на зуб не пол_жишь.
Карточка №2
Золотой молоток и железные ворота отп_рает.
К огню с какой стороны ни прик… снись, всё равно обожжёт.
Где р… сла трава, там и ещё выр… стет.
Не все то золото, что бл_стит.
От доброго кореня добрая и отр… сль.
Кому сг_реть, тот не утонет.
5. Этап применения изученного. Работа с учебником. Упражнение. Взаимопроверка.
6. Этап контроля и самоконтроля
Выполнение задания, оформленного в сервисе Веб 2.0 LearningApps
Вам знаком этот пейзаж? Это любимое место отдыха сосновцев - местечко Ковалёво.
Расскажите про эту нашу достопримечательность. Почему так названо?
Сосновка - наша малая родина, наши исторические корни. Ковалёво - любимое место отдыха сосновцев и гостей нашего посёлка. Как обидно иногда видеть мусор, оставленный отдыхающими. Давайте наведём порядок.
7. Задание в сервисе ClassTools "Мусорные бачки"
8. Словарная работа
Наслаждаешься просторами земли Тамбовской и преклоняешься перед величием и красотой родного края. Душа озаряется добром, теплом, светом. В сердце загорается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству.
- Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм)
(На экране словарная статья из словаря С.И. Ожегова)
- А как называют человека, который любит Родину искренней любовью? (патриот)
9. Этап информации о домашнем задании
На выбор:
1. Написать миниатюру «Моя малая родина», включая слова с изученными корнями, или придумать отдельные предложения по данной теме.
2. Придумать рифмовки по данной орфограмме.
10. Этап подведения итогов. Приём "Рюкзак"
Данный прием поможет зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Я научился...
Я разобрался...
Я запомнил...
11. Рефлексия
Поделитесь впечатлениями об уроке, используя примеры из облака слов.
12. Выставление мотивированных оценок
Учитель: Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.
Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком.
Ведь
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.
- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться. Сегодня вы хорошо поработали на уроке. Спасибо!