Проект "Высочайший юноша Вселенной"


"М.Ю.Лермонтов -

поэт, художник, музыкант"


Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту, - литература.

Класс: 9

Количество участников: 21

Возраст: 14 – 15 лет

Время работы над проектом: 2 недели

Режим работы: внеурочная деятельность

Проект: групповой

Вид проекта: исследовательский

Цель: изучить творчество М.Ю.Лермонтова и проследить, как художественные и музыкальные наклонности отразились на творчестве поэта.

                                         Этапы работы над проектом:

1. Постановка проблемы

2. Сбор и анализ информации

3. Составление плана решения проблемы

4. Осуществление проекта

5. Презентация и защита проекта

 


                                                            Что за звуки! неподвижен внемлю
                                                                         Сладким звукам я;
                                                             Забываю вечность, небо, землю,
                                                                            Самого себя.
                                                                                            М.Ю. Лермонтов

   Творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы. Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. Именно поэтому, поэзия Лермонтова читателями воспринимается не только с точки зрения содержания, смысла стихотворений, но и с точки зрения ее особого звучания, особого "голоса" лирики: зрительного и  цветового.

      Как живописные и музыкальные дарования отразились в поэзии Лермонтова?

   В нашем представлении лирика Лермонтова эмоциональная и яркая, но не броская, как рисунок масляной краской, а прозрачная и нежная, как акварель. Велик и музыкальный потенциал творчества Лермонтова, используемая активно в его творчестве звукопись делает лирику поэта утонченной, возвышенной, но в то же время грустно - печальной, как музыкальная поэма или медленный вальс.

   Произведения М.Ю.Лермонтова изучаются на протяжении всего курса литературы. Программа 9 класса предполагает монографическое изучение творчества поэта, что подразумевает создание целостной концепции художественного мира М.Ю.Лермонтова.

  Собранный нами материал может пригодиться учащимся, которые интересуются поэзией Лермонтова. Его можно использовать как дополнительную литературу при подготовке к урокам литературы, М Х К  или внеклассным мероприятиям.

                                             

                                                          Актуальность                

                           

   Данная проблема актуальна в наши дни, так как Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом. Идёт третье тысячелетие, а Лермонтов становится поэтом всё более современным.  Каждый заново открывает для себя Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. Белла Ахмадулина назвала Лермонтова «высочайшим юношей вселенной». Он навсегда останется одновременно и зрелым поэтом – по силе своего таланта и ума, и порывистым юношей – по страстности чувств и максимализму отношений с миром. А это значит, что его творчество всегда будет современным, всегда будет находить сильнейший отклик в   сердцах молодых людей.

   24 мая 2011г., учитывая выдающийся   вклад  М.Ю.Лермонтова  в  отечественную культуру и в связи с исполняющимся в 2014 году 200-летием со дня его рождения, ПРЕЗИДЕНТОМ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ подписан указ «О праздновании 200-летия со дня рождения М.Ю.Лермонтова».

                                           Основополагающий вопрос

Возможно ль твои изведать тайны?

                                           Проблемные вопросы

Какими видят Лермонтова современные читатели?

Почему говорят, что поэт - дитя своего времени?

Как художественные, музыкальные дарования повлияли на творчество поэта?

Может ли поэтическое слово выразить глубину человеческой души?

                                           Учебные вопросы

Каковы основные мотивы лирики Лермонтова?

В чём суть размышлений поэта о жизни, поэзии, любви? Какие стихотворения Лермонтова близки Вам?

В чём своеобразие раскрытия основных тем в поэзии Лермонтова?

Как язык художественных произведений помогает поэту рассказать о мире и о себе?

Каковы духовные страдания поэта и с чем он связывает свои надежды? (« Родина», «Пророк»)

Какие контрасты обнажены в стихотворении «Парус»? Какие идеи отстаивал Лермонтов - романтик?

Какие размышления вызвала у Лермонтова трагическая смерть Пушкина?

Лермонтов был щедро одарен природой. Кроме могучего поэтического дара он обладал и другими талантами. Какими?

Лермонтов был не только поэтом и прозаиком, но и талантливым художником. Назовите некоторые картины Лермонтова.

Какая чудотворная, врачующая мощь, по мысли поэта, заключена в созвучье слов живых»? В каком стихотворении говориться об этом?

Как воспринимали поэзию Лермонтова его современники?

А.В.Луначарский назвал Лермонтова «родным старшим братом» нашей молодёжи. Согласны ли вы с ним?

Что привлекает в поэзии М.Ю.Лермонтова молодежь 21 века?

                    Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

  • разобраться в условиях формирования личности писателя;
  •  понять своеобразие поэтического мира Лермонтова;
  • свободно ориентироваться в основных темах творчества поэта;
  • сравнивать, формулировать выводы;
  • координировать свои действия, работая в команде;
  • анализировать и интерпретировать текст художественного произведения. 

1 творческая группа

" М.Ю.Лермонтов - художник"

ссылка на газету



Кроссворд по творчеству М.Ю.Лермонтова

Автор: Редькина Мария


Литературный кроссворд

Автор: Сизов Дмитрий


2 творческая группа 

"М.Ю.Лермонтов и музыка"

ссылка на газету

    "Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясёнными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою".

                                                                      В.Г.Белинский



Кроссворд по творчеству Лермонтова

Автор: Богданова Ангелина


Викторина

Автор: Спирина Татьяна


3 творческая группа

"Поэтический мир М.Ю.Лермонтова"

ссылка на газету


Творческая работа Фетискиной Елены


Игра по творчеству М.Ю.Лермонтова

Автор: Котов Александр


Кроссворд по творчеству Лермонтова

Автор: Глинчикова Виктория


Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

                                    Печатные материалы

1. Андреев - Кривич С.А. Тарханская пора. – М., 1964.

 2. Андроников И. А теперь об этом. – М., 1964.

3. Белинский В.Г. Стихотворение М. Лермонтова. – М., 1964.

4. Журавлев А.П. Звук и смысл. Москва, 1991г.

5 Лермонтов М.Ю Избранное. – М., 1964.

6 Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

7 Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., 1964.

8 Скоркина Н.М. Анализ лирического произведения в старших классах. М., 2002


                                               Полезные ссылки

Сервисы Веб 2.0 (таблица)